Шестнадцатого апреля христианский мир праздновал Воскресение Иисуса Христа. При этом, многие поздравляли друг друга полными радостного торжества словами «Христос воскрес», отвечая при этом «воистину воскрес».
На телевидении, в печатной периодике, в сети Интернет можно было услышать множество поздравлений и рассказов о том, что такое для христианина Пасха. Кулинары делились секретами приготовления «пасок» (так у нас, в Украине, называют пасхальные куличи). При этом, даже супруга нынешнего президента провела публичный лайфхак, где продемонстрировала своё кулинарное искусство по этому поводу.
В поместной церкви, членом которой являюсь и я, прозвучало несколько проповедей на пасхальную тематику. Основная идея, как обычно это водится на праздники, не отличалась многообразием. Суть следующая – мы сегодня празднуем Пасху, поэтому будем дорожить той жизнью, которая дана нам во Христе.
Разумеется, с этим я не могу быть не согласен, имею по этому поводу определённые соображения, которыми хочу поделиться.
Итак, начнём с определений. Что такое пасха? Еврейское слово «песах», в греческой озвучке произносимое как «пасха», переводится как «пройти мимо, перескочить, пробежать». Кроме того, согласно симфонии Стронга, это слово имеет также значение «пасхальный агнец, пасхальная жертва». В Ветхом Завете это слово встречается сорок шесть раз в двух значениях – в смысле праздника и в смысле жертвоприношения.
Впервые это слово встречается в Книге Исход, двенадцатой главе, одиннадцатом стихе. В этой главе Господь даёт наставление Моисею о том, что нужно сделать для того, чтобы египтяне отпустили израильтян, которых они упорно не отпускали на свободу, не смотря на казни, которые Бог обрушивал на Египет.
Каждая еврейская семья десятого авива (месяц колосьев, или апрель по-нашему), должна была взять годовалого ягнёнка, или козлёнка, и держать дома до четырнадцатого числа того же месяца, после чего агнец должен был быть заколен, изжарен и съеден, а его кровью должны были быть помазаны косяки дверей каждого еврейского дома.
В полночь Господь пройдёт по Египту и всякий дом, где косяки дверей не помазаны кровью пасхального агнца, посетит смерть первенца, родившегося в этом доме. После того, как всё это произошло, напуганный фараон в срочном порядке вызвал к себе Моисея и сообщил, что отпускает народ. Так произошел исход израиля из Египта.
В еврейской традиции этот праздник ещё называют «зман херутейну», что переводится, как «время нашей свободы». В этом названии есть один интересный нюанс. Дело в том, что египтяне не давали евреям проводить служение своему Господу – Богу Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому израильтяне находились не только в физическом, но и духовном рабстве.
В древнееврейском языке существовало два слова, которые можно интерпретировать, как свобода – это «херут» и «хофеш». Хофеш – это физическая свобода, а херут – духовная. Называя праздник песаха «зман (херут)ейну», иудеи подчёркивают, что Бог прежде всего даровал духовную свободу Своему народу, определил возможность для служения и жертвоприношений.
«И призвал фараон Моисея и Аарона ночью, и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня» (Исх.12:31,32).
Освобождение израильского народа произошло приблизительно за пятнадцать веков до Рождества Спасителя. И это произошло благодаря жертвенной крови пасхальных агнцев, кровью которых были помазаны косяки дверей.
Интересна в этой связи ещё одна иудейская интерпретация. Дело в том, что при тщательном исследовании библейского текста на языке оригинала можно прийти к выводу о том, что косяки были помазаны изнутри, поэтому снаружи домов невозможно было определить, помазаны ли их косяки кровью, или нет. Религиозные мыслители Израиля рассматривали это обстоятельство, как намёк на то, что Бог взирает на внутреннее состояние сердца человека, а не его внешность. К сожалению, фарисеи времён Христа в большинстве своём забывали эту истину, поэтому Христос обличал их за показушную набожность, граничившую с лицемерием.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф. 23:25-28).
В Новом Завете есть такие слова: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:7,8).
Тут опять аналогия с ветхозаветными традициями еврейского народа. Старая закваска – хомец (дрожжи). Хомец искали накануне пасхальных празднеств, когда нужно было очистить дом от всего квасного. Хомецем называли любой дрожжевой хлеб, от остатков которого следовало очистить дом (Исх. 12:15).
Для того, чтобы более понимать смысл сказанного апостолом Павлом, полезно было бы узнать, как готовилась закваска в те далёкие времена. Хозяйки брали горсть старой, прошлогодней, а то и более старой муки и замешивали её с холодной водой, после чего на несколько недель ставили в тёплое тёмное место. После того, как происходил процесс брожения, от полученной массы брали части, когда нужно было замесить квасный хлеб.
Когда Павел советует «очистить старую закваску», он как раз намекает на описанный мною процесс изготовления хлебной закваски. Именно это и называли словом хомец – хлебная закваска, изготовленная из старой муки.
Чтобы стать новым тестом, следует избавиться от такой старой закваски. Новое тесто – это хлеб, который не содержит в себе дрожжевых элементов. Называя христиан бесквасным тестом, Павел уподобляет их пресному хлебу – маце. Маца употреблялась в пасхальных празднествах, когда ничего квасного нельзя было есть и даже держать дома. Сама же закваска символизировала порок и лукавство, присущие человеческой греховной природе.
Именно для того, чтобы избавить нас от порока и лукавства, умирал на Голгофе Спаситель мира. И на последней вечере, накануне распятия, когда Христос вместе с учениками вкушал традиционную пасхальную трапезу, Он раскрыл истину символики иудейской пасхальной трапезы – седера.
«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мар.14:22-25).
Таким образом, преломив кусочек пасхальной мацы, Иисус указал на её символику, которая заключалась в указании на тело, которое должно было быть распято на голгофском кресте. Чаша же, которая несла в себе символ проливаемой Христом крови за грехи многих – это третья чаша пасхальной трапезы, чаша благословения, или чаша Мессии.
Для седера использовались различные символические ингредиенты, которые напоминали о египетском рабстве – горькие травы, солёная вода, пресный хлеб. Обязательными к употреблению были четыре чаши вина, которые следовало выпить до дна.
Во времена Христа, в эпоху Нового Завета, седер вкушали дважды – накануне заклания пасхального агнца, или уже после этого. Если внимательно проследить хронологию последних событий перед распятием, то можно обратить внимание на то, что 10 авива, в четверг, который в христианской традиции называют страстным, Христос разделил с учениками эту трапезу, а в пятницу, 11 авива, когда тысячи пасхальных агнцев умирали на жертвеннике Храма в Иерусалиме, чтобы украсить собою пасхальную вечерю в иудейских домах, истинный Агнец Божий умирал за грех мира на голгофском кресте.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что между Пасхой и Воскресением Христа существует большая разница. Пасха – это событие, возвещающее о смерти, Воскресение говорит о жизни.
О сути новозаветной Пасхи хорошо упоминает Павел: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11: 23-26).
Давайте обратим внимание на последнее предложение. Тут присутствует прямая паралель с Ветхим Заветом. Кстати, в современном, раввинистическом иудаизме до сих пор присутствует идея того, что пасхальная трапеза – это поминальный акт, когда идёт воспоминание того, как был освобождён Израиль из рабства египтян.
Христианское причастие, берущее начало из иудейского пасхального седера, также несёт в себе поминальный момент, что и видно из вышеприведённого текста. Участвуя в хлебопреломлении, мы вспоминаем смерть Христа. Т.е., иными словами, мы вспоминаем о цене, которая была заплачена за спасение от власти греха – тело и кровь Мессии, благодаря которым мы оказались избавлены от духовного «египта».
Хочется в этой связи вспомнить ещё один новозаветный библейский текст из этого же послания Павла: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» (1Кор.10:16-17).
Чашей благословения называлась третья из четырёх, чаша пасхального седера. Ещё одним её названием было «чаша Мессии», правда, в традиционном, а не библейском значении. Судя по контексту, именно её разделил Христос между учениками. Тут она названа Павлом «приобщением Крови Христовой». Хлеб (маца), как выше уже было упомянуто, символизировал Тело Христа. Павел утверждает, что в нём присутствует также и образ единства Церкви. Как один хлеб – так и мы многие представляем из себя одно тело. Таким образом Пасха – это не просто образ смерти. В ней – великая символика зарождения Церкви, как Тела Христа. Участвующие в ней подтверждают свою причастность к Церкви Христа, подобно тому, как ветхозаветный Израиль делал это через совместное участие в пасхальной трапезе. Один жертвенник – один народ, одна жертва – одна вера.
Так что же праздновал христианский мир шестнадцатого апреля, если не Пасху? Мы праздновали Воскресенье Иисуса Христа. И несмотря на то, что Библия не включает это событие в число праздников, а в Писаниях ничего не сказано о том, чтобы мы, в отличие от Пасхи, это праздновали, трудно не согласиться с тем, что Воскресенье Спасителя имеет величайшую ценность для всего человечества, в частности для Церкви Христа.
На греческом языке, оригинальном языке Нового Завета, воскресенье звучит, как «анастасис» - восстание. Изначальное значение этого слова не предполагает простого лишь оживления мёртвого человека. И помимо Воскресения Христа в Библии приводится несколько случаев оживления мёртвых людей. Но, Воскресенье Христа несёт в себе несколько иное значение и несколько иные последствия для греховного человечества.
Если мы посмотрим на религиозные учения, которые стоят в прямой оппозиции к христианскому вероучению, мы удивительным образом заметим, как они стремятся подвергнуть сомнению событие Воскресения Иисуса Христа. Почему же так? Потому, что Воскресение Христа – основа учения Христа. Уберите Воскресенье – Церкви конец. Из Тела Христова она превратится в ещё одно мистическое философское учение.
«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:12-21).
Итак, Воскресенье Христа – надежда христиан, превратившая учение Христа в победную песню ранней Церкви, которая принесла победу ей без оружия. Давайте взглянем на религиозный экстремизм и терроризм, который распространяется на планете. Трудно представить себе христиан, которые ради распространения и утверждения своей идеологии стали бы делать то, что сегодняшние сторонники мёртвого арабского прорицателя делают ради своей победы.
Но, благодаря тому, что Христос воскрес, став победителем над смертью, в Его учении присутствует та надежда, которая не нуждается в утверждении силой.
Воскресенье Христа несёт спасение. «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению»
(Рим.10:9,10).
В контексте выходит, что именно благодаря Воскресению Христа, Его пасхальная жертва даёт нам спасение от грехов, вечного проклятия, власти дьявола. Если бы мёртвый Христос не воскрес, Он ничем не отличался бы от иных основателей различных и многочисленных религиозных учений.
Воскресенье Христа – доказательство того, что Он – Сын Божий. «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим.1:1-4).
Итак, в чём же сила Воскресенья Иисуса Христа?
Воскресенье Христа несёт надежду вечной жизни для учеников Христа – людей, предавших в Его руки свои жизни. Это – прощение грехов, достигнутое путём смерти Иисуса Христа. Это – спасение от вечного проклятья и власти дьявола. Наконец, это – доказательство того, что Христос – не просто человек, но Божий Сын.
Вот почему апостол Иоанн говорит: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:12,13). Нет большей радости и свободы, чем быть дитём Самого Бога – вот что несёт в Себе Воскресенье Иисуса Христа.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Мир вам! Вы пишите: "Христос воскрес-воистину воскрес!" Откуда вы взяли такие возгласы из каких источников? Пожалуйста ответьте. А если нет источников, то ваша церковь заблуждается в этих возгласах. Иисус Христос говорил: "А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему" - /Мат.10.12/. Скажите входя в дом, не важно кому, вы говорите дому: "Мир дому сему". А к вам приходящему на собрание вы говорите: "ты хорошо сделал, что пришёл" - /Деян.10.33/. Или он сидит возле двери и уходит, "не евший голодный". Вы это выполняете, что написано в Библии? А заниматься выпечкой куличами и крашенными яйцами - это легко и восклицать: "Христос воскрес - воистину воскрес". А что написано: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" - /Евр.13.8/. Что вы этому не верите, что вам нужны возгласы самовнушение или театральность? Для кого, для себя?! Читайте лучше Библию в действии! Комментарий автора: Мир Вам! Боюсь ошибиться, но мне кажется, что Вы что то упустили, когда читали мой текст. Если Вас не затруднит, пожалуйста, прочтите ещё раз. Благодарю за отзыв и да благословит Вас Господь.
Разница между духовным и душевным - Николай Николаевич Обратите внимание на слова «и судим был каждый по делам своим». Там не будут спрашивать какой вакциной ты прививался. Там спросят тебя, почему твоего имени нет в книге жизни? Подумай об этом пока живой. Мертвые покаются уже не могут. Вот такая правда.